В программе концерта: - Ян Крштител (Иоганн Баптист) Ванхаль. Три части из Дивертисмента для скрипки, альта и контрабаса соль мажор, W.VIb:13,
- Йозеф Гайдн. Квартет соль мажор, ор. 33, № 5 («Как дела?»), Hob. III: 41 (1781),
- Вольфганг Амадей Моцарт. Концертная симфония Es-dur K. 364 (320d), аранжировка для струнного секстета Зигмунда Антона Штайнера (1808).
Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Ян Крштител Ванхаль – представители венского классицизма – были не просто хорошо знакомы. Они знали и любили музыку друг друга, публично выступали вместе. К примеру, в 1784 году в Вене в составе одного струнного квартета значились: Моцарт — первая скрипка, Диттерс фон Диттерсдорф — вторая скрипка, Гайдн — альт, Ванхаль — виолончель. В концерте солистов musicAeterna прозвучат три камерных сочинения участников этого звездного квартета.
Программу откроет Дивертисмент для скрипки, альта и контрабаса Ванхаля — популярнейшего и плодовитейшего композитора, органиста, скрипача и виолончелиста своего времени, который одним из первых отказался от придворной службы и построил успешную карьеру фрилансера. Перу Ванхаля принадлежит 100 квартетов, как минимум 73 симфонии, 95 церковных сочинений и бесчисленное множество песен и фортепианных пьес, имевших широкое распространение среди музыкантов-любителей в конце XVIII — начале XIX столетий. Моцарт и Гайдн ценили симфонии Ванхаля. Они несут явный отпечаток стиля Sturm und Drang с его любовью к неожиданным поворотам, эффектному драматизму и минорным тональностям.
Хотя Гайдн посвятил шесть «Русских квартетов» ор. 33 великому князю Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I), но в этих сочинениях не найти «российского следа»,кроме названия. В 1781 году за посвящением последовала успешная премьера в венских апартаментах великих князей Павла Петровича и Марии Федоровны, которая брала у Гайдна уроки игры на фортепиано. Квартет № 5 носит подзаголовок Wie geht es dir? («Как дела?»): первую часть начинает и завершает мотив из четырех нот, на который удобно распевается этот вопрос-приветствие. Во второй части квартета слышатся отголоски знаменитой арии Орфея «Потерял я Эвридику»: незадолго до создания квартетов ор. 33 Гайдн дирижировал оперой Глюка «Орфей и Эвридика».
Трехчастная Концертная симфония ми-бемоль мажор была написана Моцартом в 1779 году как эксперимент: композитор решил смешать жанры дивертисмента и симфонии в сочинении для двух солирующих инструментов. Партии скрипки и альта равны друг другу в мелодической насыщенности и виртуозности. Чтобы альт звучал так же громко и ярко, как скрипка, Моцарт записал альтовую партию в ре мажоре вместо ми-бемоль мажора и предписал перестраивать струны инструмента на полтона выше (музыканты, следующие канонам исторически информированного исполнительства, делают это и в наши дни). В 1808 году Концертная симфония для скрипки, альта и оркестра была переложена для струнного секстета — эта версия и будет исполняться в концерте.
Солисты оркестра musicAeterna:- Петр Чонкушев, скрипка
- Айсылу Сайфуллина, скрипка
- Ирина Сопова, альт
- Евгений Щёголев, альт
- Евгений Румянцев, виолончель
- Павел Степин, контрабас
Концерт состоится 7 мая 2024 года в Димитровградском драматическом театре им. А.Н. Островского в 18:00.