От Шуберта до Шёнберга: серия выступлений музыкантов Оркестра Теодора Курентзиса "musicAeterna" в городах "Росатома"

Оркестр musicAeterna — коллектив с солидной репутацией, внушительным списком премий и выступлениями на лучших сценах мира. При этом он по-прежнему верен своим идеалам служения музыке, бескомпромиссного качества и искренней любви к каждому новому сочинению в репертуаре.


Оркестр был создан в Новосибирске в 2004-м году усилиями Теодора Курентзиса, в то время — музыкального руководителя Новосибирского театра оперы и балета. Однако уже тогда коллективу под его началом хотелось выйти за пределы репертуарных и исполнительских традиций, и он собрал вокруг себя музыкантов, готовых работать вместе во имя общей цели: полностью отдавать себя музыке, выражать всю красоту творений того или иного композитора и исследовать каждое произведение так, как ещё не удавалось ни одному оркестру. Новосибирский "musicAeterna ensemble" с успехом дебютировал в Европе и стал широко известен в российской культурной среде.


Летом 2019-го "musicAeterna" стал независимым коллективом. Теперь его творческая лаборатория — петербургский Дом Радио, а резиденции "musicAeterna" создаются в Москве, Люцерне и других культурных столицах.

В октябре в рамках программы "Территория культуры Росатома" проходит серия концертов знаменитого коллектива в городах атомной промышленности. 3 октября артисты оркестра "musicAeterna" выступят с концертом в Полярных Зорях, 6 октября - в Сосновом Бору, 7 октября - в Удомле, а 9 октября музыкантов будут ждать слушатели в Десногорске.
В новой программе солистов оркестра "musicAeterna" соединены два камерно-ансамблевых сочинения – струнный секстет Шёнберга "Просветленная ночь" и струнный квартет Шуберта "Смерть и девушка". Оба шедевра принадлежат к так называемой "чистой музыке", но оба обладают скрытыми программами.

Арнольд Шенберг сочинял струнный секстет, вдохновляясь любовью к сестре своего учителя Александра фон Цемлинского Матильде и стихотворением "Просветленная ночь" (если точнее – "Преображенная ночь") Рихарда Демеля. Одночастное произведение состоит из пяти разделов – по числу строф в стихотворении.

Франц Шуберт писал свой струнный квартет №14 в марте 1824 года после многих месяцев тяжелой болезни, приведшей его к осознанию скорой смерти. Он не давал своему сочинению программного названия, однако тема его песни "Смерть и девушка" (1817) на стихи Маттиуса Клаудиуса, которая легла в основу второй части квартета, стала восприниматься как тема всего произведения.