Перед зрителями Заречного Пензенской области выступят солисты оркестра musicAeterna. В их исполнении прозвучат произведения Гайдна, Моцарта, Ванхаля.
В программе камерного концерта - произведения «золотого фонда» мировой классики:
- Ян Крштител (Иоганн Баптист) Ванхаль (1739–1813), три части из Дивертисмента для скрипки, альта и контрабаса соль мажор, W.VIb:13;
- Йозеф Гайдн (1732–1809), квартет соль мажор, ор. 33, № 5 («Как дела?»), Hob. III: 41 (1781);
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791), Концертная симфония Es-dur K. 364 (320d), аранжировка для струнного секстета Зигмунда Антона Штайнера (1808).
Солисты оркестра : Петр Чонкушев, скрипка
Айсылу Сайфуллина, скрипка
Ирина Сопова, альт
Евгений Щёголев, альт
Евгений Румянцев, виолончель
Павел Степин, контрабас
Концерт пройдёт в филармоническом формате: зрители не только насладятся живым звучанием этих произведений, но и узнают подробности их создания.
Известно, что Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Ян Крштител Ванхаль –представители венского классицизма – были не просто хорошо знакомы. Они ценили творчество друг друга и публично выступали вместе. В частности, в 1784 году в Вене в составе одного струнного квартета значились: Моцарт — первая скрипка, Диттерс фон Диттерсдорф — вторая скрипка, Гайдн — альт, Ванхаль — виолончель. В концерте солистов musicAeterna прозвучат три камерных сочинения участников этого звёздного квартета.
Программу откроет Дивертисмент для скрипки, альта и контрабаса Ванхаля – популярнейшего и плодовитейшего композитора, органиста, скрипача и виолончелиста своего времени, который одним из первых отказался от придворной службы и построил успешную карьеру фрилансера. Перу Ванхаля принадлежит 100 квартетов, как минимум 73 симфонии, 95 церковных сочинений и бесчисленное множество песен и фортепианных пьес, имевших широкое распространение среди музыкантов-любителей в конце XVIII – начале XIX столетий. Моцарт и Гайдн ценили симфонии Ванхаля. Они несут явный отпечаток стиля Sturm und Drang с его любовью к неожиданным поворотам, эффектному драматизму и минорным тональностям.
Хотя Гайдн посвятил шесть «Русских квартетов» ор. 33 великому князю Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I), в этих сочинениях не найти российского следа, кроме названия. За посвящением последовала успешная премьера в Рождество 1781 года в венских апартаментах великих князей Павла Петровича и Марии Федоровны, бравшей уроки игры на фортепиано у Гайдна во время пребывания в австрийской столице. Квартет № 5 носит подзаголовок Wie geht es dir? («Как дела?»): первую часть начинает и завершает мотив из четырех нот, на который удобно распевается сакраментальный вопрос. Во второй части квартета слышатся отголоски знаменитой арии Орфея «Потерял я Эвридику»: незадолго до создания квартетов Гайдн дирижировал оперой Глюка «Орфей и Эвридика».
Трехчастная Концертная симфония ми-бемоль мажор была написана Моцартом в 1779 году как эксперимент – смешение жанров дивертисмента и симфонии в сочинении для нескольких сольных инструментов. Партии скрипки и альта равны друг другу в мелодической насыщенности и виртуозности. Более того, ради усиления яркости и интенсивности звука Моцарт записал партию солирующего альта в ре мажоре вместо ми-бемоль мажора и предписал перестраивать струны инструмента на полтона выше (музыканты, следующие канонам исторически информированного исполнительства, делают это по сей день). В 1808 году Концертная симфония для скрипки, альта и оркестра была переложена для струнного секстета – эта версия и будет исполняться в концерте.
А для маленьких музыкантов Заречного исполнители приготовили специальный сюрприз - мастер-класс по скрипке.